|
|
|||||||||||||||||||||||
УКР
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Поточні номери журналу та їх автори / Випуск №2 [2010] / С. Ю. Прохорова. Початкова школа повного дня: сутність, переваги, труднощі УДК 371 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ: СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ТРУДНОСТИ Анотація. У статті розкриваються особливості і специфіка сільської початкової школи повного дня, виділяються принципи організації навчально-виховного процесу, розглядаються проблемні моменти, пов'язані з функціонуванням освітньої установи в режимі повного дня. Аннотация. В статье раскрываются особенности и специфика сельской начальной школы полного дня, выделяются принципы организации учебно-воспитательного процесса, рассматриваются проблемные моменты, связанные с функционированием образовательного учреждения в режиме полного дня. Abstract. The particularities open In article and specifics of the rural grade school of the full day, stand out the principles to organizations scholastic-воспитательного of the process, are considered problem-solving moments, connected with operating the educational institution in mode of the full day. Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования на селе. Поиски новых форм в обучении и воспитании учащихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности. Наиболее эффективным является тип учреждения – школа полного дня. Режим полного дня обеспечивает работу школы в течение 10-12 часов в строго дифференцированном порядке, с учетом возрастных особенностей учащихся и свойственной организму человека периодичности физиологических функций, в том числе и работоспособности. Основным принципом школы полного дня является целостное воздействие на формирование личности ребенка, ее всестороннее гармоническое развитие, а так же позволяет осуществлять систему физкультурно-оздоровительной работы, вовлечь учащихся из неблагополучных семей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии, является важным фактором в работе по преодолению неуспеваемости и низкого качества знаний школьников. Создание таких учреждений требует совершенствования структуры школы, структуры учебной недели, учебного года, урока, организационно-педагогических форм обучения, воспитательной работы, системы управления, материального оснащения учебно-воспитательного процесса. На примере организации образовательной деятельности МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школы Ульяновской области рассмотрим возможности учреждения полного дня. Ведущими принципами организации режима полного дня является:
Школа осуществляет начальную ступень образования. Комплектуя классы равных возможностей, школа учитывает уровень функциональной готовности детей к обучению в школе, интерес к творчеству. Фактически, мы имеем следующие уровни обучения:
– программа начального образования (1-4);
Учебный план школы построен с учётом вариативности, что даёт возможность дополнить содержание образования факультативными и специальными курсами. Особенностью учебного плана школы полного дня является использование возможностей системы дополнительного образования и воспитательной системы для оптимизации образовательного процесса. Сквозной линией всего учебного плана, основой выбора коррекционно-развивающего направления и направлений дополнительного образования является развитие личностных, коммуникативных, познавательных, организационных, оценочных качеств личности, создание художественно-творческого пространства. Что касается специфики дополнительного образования, то в условиях общеобразовательного учреждения получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности. Система дополнительного образования состоит из кружков и объединений, созданных на базе школы, зарегистрированных районным центром внешкольного образования, но проводимых на базе школы с учащимися школы. Дополнительное образование в школе полного дня строится на следующих принципах: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Особая форма организации учебной работы учащихся начальных классов в школе полного дня – самостоятельные занятия (самоподготовка). По структуре, способам педагогического руководства, видам и содержанию учебной работы учащихся она характеризуется как переходная форма от урока к самостоятельной учебной работе школьников, целиком построенной на самоорганизации и самоконтроле. Домашние задания в школе полного дня носят практический и творческий характер. Учащимся предлагаются варианты заданий, и каждый может сделать выбор по собственному желанию. Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель: выработка навыков самообразования, самовоспитания, и призваны способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Все это предоставляет условия, при которых младшему школьнику необходимо и возможно проявить полную самостоятельность. Значительному расширению системы способствуют связи школы с районным центром внешкольной работы, детской школы искусств. Музыкальное образование учащихся по желанию родителей получают в детской школе искусств, в спортивных секциях занимаются при районном центре внешкольной работы, ДЮСШ. Воспитание в школе полного дня реализуется через систему социально-воспитательной работы – целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей. В таблице представлены направления социально-воспитательной деятельности и формы их реализации. Престиж любой школы во многом определяется тем, насколько налажено взаимодействие между педагогами и учащимися, педагогами и родителями. В деятельности педагогов и школьного психолога школы полного дня работа с родителями является важнейшим звеном. Цель её – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Задачи по организации работы с родителями:
С переходом образовательного учреждения на функционирование в режиме полного дня расширяются возможности контактов с родителями по следующим вопросам:
Эффективность школы полного дня доказана опытом работы многих образовательных учреждений. Существенными положительными характеристиками учреждений данного типа являются: ¦ В школе полного дня должен использоваться комплекс ресурсов: образовательных, материальных, человеческих, психологических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др. ¦ В школе имеет место формальное превышение по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам). Однако при этом мы располагаем ресурсами для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта; реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года. ¦ Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе. ¦ Опыт работы школы полного дня свидетельствует, что только личностно-ориентированное обучение, основным субъектом которого является ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами и здоровьесберегающая среда школы позволяют реально влиять на формирование иммунологического потенциала детей и подростков, способствовать охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. ¦ Показана эффективность применения физиолого-гигиенически обоснованного расписания занятий детей в течение дня, организации питания, физического воспитания, лечебно-профилактической работы. ¦ Оптимальное санитарно-гигиеническое состояние образовательной среды обеспечивается достаточно высоким уровнем материально-технического оснащения образовательного пространства, то есть ресурсного обеспечения в процессе личностно-ориентированного обучения в школе полного дня. ¦ Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях школы полного дня. Однако школа полного дня наряду с решением ряда проблем создает и новые, прежде всего, связанные с трудностью обеспечить реализацию возможностей ребенка в одном образовательном учреждении, а также психологические проблемы, возникающие ввиду достаточно длительного пребывания детей в одном и том же коллективе В рамках проблемы школы полного дня в сельской школе необходимо учесть несколько важных условий. Во-первых, в школе, работающей в режиме полного дня, повышается ответственность всего педагогического коллектива за целостное личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья на протяжении всех лет обучения. Необходимо сделать содержание образования не занудным для ребенка, чтобы оно могло развивать его и при этом, чтобы ребенок не терял ощущения свободы. Надо так построить день, чтобы он имел образовательный смысл, но не строился по принципу увеличения числа и количества уроков. Необходимы современные технологии, деятельностная организация образовательного процесса. В школе полного дня у классно- урочной системы обучения много конкурентов: дополнительное образование, внеурочная деятельность, клубная работа. А значит, урок должен быть конкурентоспособен, мобилен, интересен, современен, широко использоваться исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроке. Во-вторых, нельзя допускать замкнутости образовательного процесса только внутри школы. Ребенок не станет воспитанным, вежливым, экономным, любящим природу, изучая все это только за школьной партой. Постоянно находящийся за школьной партой ребенок, оказывается совершенно не адаптирован к реальной жизни. Необходимо максимально расширить круг общественных организаций, интересных людей, творческих дел, позволять ребятам общаться вне стен школы, знать все, что происходит в родном селе, какие люди живут, чем занимаются, чем увлекаются. Третья проблема – взаимоотношения детей и родителей. Отдавая ребенка на целый день в школу, родители освобождаются от множества забот об образовании, режиме, здоровье, питании, безопасности школьников. А роль школы как связующего звена между детьми и родителями возрастает. Поэтому в школе полного дня необходимо организовать разнообразные совместные формы работы педагогов, родителей, детей, привлекать родителей к управлению школой. Четвертая проблема – организация свободного образовательного пространства. В школе полного дня необходимо предусмотреть уголки или комнаты отдыха, свободное перемещение учащихся для занятий в библиотеке, музыкальной или спортивной школе. Расписание учебных занятий во второй половине дня становится практически индивидуализированным. Оно должно быть удобно и отвечать образовательным интересам каждого отдельно взятого ученика. Пятая проблема- профессионализм педагогов. Работа в школе полного дня требует изобретательности, творчества, постоянного общения с детьми, понимания их потребностей. Это высокий профессионализм и четкое взаимодействие всех организаторов образовательного процесса: учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и службы сопровождения. Это единство целей и постоянное совместное продвижение к их достижению. Любое педагогическое воздействие на ребенка не должно существовать само по себе, перегружать ребенка. Весь образовательный процесс должен быть построен по принципу взаимодополняемости и взаимопроникаемости компонентов. Отдельно хотелось бы остановиться на работе воспитателя в группе полного дня. Самый хороший вариант- это специально обученный педагог, выполняющий только функции организатора и координатора интересной и полезной деятельности детей во второй половине дня, имеющий позицию старшего друга, владеющий разнообразными приемами организации досуговой деятельности младшего школьника. Это, пожалуй, одна из самых острых проблем организации школы полного дня. Безусловно, многие вопросы деятельности школы полного дня требуют серьезных материальных затрат. И школа такого типа возникает только в том случае, когда все структуры, заинтересованные в качественном образовании, рассматривают всю окружающую ребенка среду как образовательный ресурс, направленный на формирование будущего гражданина, культурного и грамотного человека. Литература
© С. Ю. Прохорова, 2010. |
||||||||||||||||||||||
заказать курсовую в Харькове |