Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
М. В. КАРНАУХОВА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНА ПРОСВІТА ЯК ФАКТОР РОЗВИТКУ ПЕДАГОГІЧНОЇ КУЛЬТУРИ БАТЬКІВ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Поточні номери журналу та їх автори / Випуск №2 [2010] / М. В. Карнаухова. Психолого-педагогічна просвіта як фактор розвитку педагогічної культури батьків

УДК 37.01

М. В. Карнаухова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Анотація. У статті обговорюються питання психолого-педагогічної освіти як основи педагогічної культури батьків.
Ключові слова: психолого-педагогічна освіта, батьки, педагогічна культура.

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы психолого-педагогического просвещения как основы педагогической культуры родителей.
Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение, родители, педагогическая культура.

Abstract. Questions psychological and pedagogical enlightenment are discussed in the article as bases of the pedagogical culture of the parents.
Keywords: psychological and pedagogical enlightenment, parents, pedagogical culture.

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

На нынешнем уровне психолого-педагогической подготовленности родители чаще всего ориентируются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы, преподносимые средствами массовой информации. При этом, как правило, забывается, что ребенок индивидуален, а любой опыт имеет ограниченное применение. Не учитывается и тот факт, что нынешний ребенок воспитывается не былой массой родственников в условиях огромной семьи, чуть ли не автоматически обеспечивавшей более-менее приемлемый результат, а всего одним-двумя родителями (в нуклеарной семье).

К тому же налицо, что нынешние семьи не похожи одна на другую, как это было в недавнем прошлом. Они все более распадаются на отдельные типичные группы, у каждой из которых свои экономические и дидактические проблемы, свои педагогические возможности, специфические ожидания к образованию, свой интерес к педагогической теории и практике семейного и общественного воспитания. С ними уже нельзя ограничиваться формами привычного фронтального просвещения. Удовлетворить образовательные потребности современных родителей, за плечами которых стоят такие разные по социальным и дидактическим условиям семьи, можно только при условии серьезного и направленного изучения тех изменений, которые несут в семьи реформы нашего общества [3].

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Понятие «педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно [1, с. 63]. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой, – реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им образовательных парадигм, историю педагогической науки [3].

Можно рассматривать педагогическую культуру на различных уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально-педагогическом и личностном. С социально-педагогической точки зрения педагогическая культура выступает как средство педагогизации окружающей среды. Учителя, родители, педагогические сообщества являются носителями и творцами педагогической культуры в этом понимании. Научно-педагогический уровень позволяет рассмотреть педагогическую культуру как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферу педагогических ценностей, включающую педагогические теории, мышление, сознание, культурные образцы практической деятельности. В профессионально-педагогическом плане педагогическая культура рассматривается как сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога. Педагогическая культура может рассматриваться и как личностное свойство учителя и воспитателя (личностный уровень).

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для успешной социализации личности. Педагогическая культура многими учеными (Е. В. Бондаревская) рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы и методы его достижения, субъекты педагогической культуры, в качестве которых могут выступать родители, семья, педагоги, общество, государство. В данном понимании в педагогической культуре выделяют три уровня: реликтовый, актуальный, потенциальный. Реликтовый уровень включает в себя исторически сложившиеся педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, по инерции продолжающие существовать, даже если объективных оснований для этого уже нет. Второй (актуальный уровень) отражает специфику сегодняшней общественной педагогической ситуации. Это образец образовательно-воспитательной деятельности, выстроенной согласно требованиям социального заказа. Третий уровень представлен педагогической инноватикой, целью которой является подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня [4].

Таким образом, термин «педагогическая культура» вполне объективно относится как к профессиональным педагогам, так и к родителям и обществу в целом. Подготовка родителей к воспитательной деятельности должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Под педагогической культурой принято понимать такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой [1, с. 64]. В структуре педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Кратко охарактеризуем компоненты педагогической культуры родителей.

Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего, это знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое:
состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.
Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию [1, с. 65].

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

Такая ситуация обусловлена многими факторами:

  • модель воспитания, воспринятая отцами и матерями от своих родителей, в молодой семье не может быть реализована из-за изменившихся условий;
  • однодетность и малодетность семьи в двух и более поколениях приводит к тому, что воспитываясь в отсутствии братьев и сестер, дети не получают опыта и практических навыков по воспитанию и уходу за младшими;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей, и это, во-первых, приводит к тому, что влияние старшего поколения на подрастающее снижается и остается невостребованным богатый жизненный опыт бабушек и дедушек.

Кроме того, дети лишаются ласки, внимания бабушек, дедушек, не учатся сопереживать, сочувствовать пожилым и часто испытывающим трудности со здоровьем людям. Таким образом, происходит утрата преемственности педагогических традиций в семье: основательно утрачены выработанные тысячелетним опытом человечества традиции народной педагогики, и, как следствие, родителями утрачены традиционные нравственные ориентиры, лежащие в основе воспитания; низкий материальный уровень жизни многих семей снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, и, в конечном итоге, для семейного воспитания; обеспеченные родители, часто не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, стремятся заменить личное общение с детьми покупкой дорогих вещей, значимых для них.
Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Для организации системного и эффективного психолого-педагогического просвещения родителей необходимо, прежде всего, изучить образовательные потребности родителей и на этой основе выстроить оптимальную дифференцированную систему взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

Система взаимодействия образовательных учреждений с родителями должна строиться на таких принципах, как: открытость, информированность, соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование родителей к сотрудничеству [3].

Взаимодействие педагогов с родителями является не только условием развития ребенка, родители в данном случае выступают и объектом педагогического воздействия. В контексте сказанного необходимо отметить наиболее важные функции, которые образовательное учреждение реализует по отношению к родителям: педагогическое образование; сближение родителей и детей через участие в совместных мероприятиях.

Что касается педагогического образования, то педагоги зачастую придерживаются мнения, что главными воспитателями ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важных задач педагогов в образовательных учреждениях.

Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих:

  • латентную, скрытую – когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти;
  • традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры – часто через книги и средства массовой коммуникации);
  • ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, врачами, воспитателями, психологами и педагогами;
  • рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Вопросы содержания образования родителей не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка. При отборе содержания психолого-педагогического просвещения родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как: тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания. С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования родителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного поведения. Таким образом, образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику. С учетом этой специфики и должна выстраиваться система психолого-педагогического просвещения родителей.

Теоретический анализ отечественного опыта организации работы с родительской общественностью, а также изучение педагогической практики взаимодействия с родителями как партнерами в социальном становлении детей свидетельствуют о том, что достаточно силен традиционный подход к работе с семьей, который выражается в формальном участии родителей в жизни учреждения: помощь материальными средствами, присутствие на различных мероприятиях. Одна из причин такого положения заключается в том, что образовательное учреждение чаще ставит узкую цель развития знаний, умений и навыков. Общая же задача образования, связанная с самоопределением личности, как это отмечено в Законе «Об образовании» и Программе развития воспитания в Российской Федерации, уходит на второй план в деятельности педагогов. Так, в Материалах Всероссийского родительского собрания (2003г.) представлены разнообразные направления и формы работы с семьей, однако механизм педагогического взаимодействия взрослых практически не затрагивается. Наш опыт показывает, что нужна специальная технология для решения такой сложной задачи, как организация всесторонней помощи взрослых в процессе социального становления личности обучающихся.

По данным диагностического опроса подростков, проводимого Ульяновским областным центром профориентации в 2007 г., 62% респондентов хотят научиться управлять своей жизнью для достижения успеха, 48% из них готовы принять помощь педагогов. Позиция педагогов и родителей по этому вопросу высвечивается в результате социологических опросов педагогов школ и учреждений дополнительного образования детей, проводившихся центром профориентации в 2007 г. Среди педагогов – 65% респондентов делегируют основную нагрузку в воспитании детей родителям. Родители, в свою очередь, хотят счастья своим детям, но 80% из числа опрошенных испытывают трудности в воспитании своего ребенка и готовы получить помощь от педагогов. При этом категорически отвергают лекции и «круглые столы» как форму получения знаний о воспитании детей.

Кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета разработана Программа психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей в социальном становлении детей и подростков, включающая следующие темы: «Профилактика антисоциального поведения подростков»; «Охрана прав несовершеннолетних»; «Воспитание детей в проблемных семьях: конфликтные семьи; семьи с детьми-инвалидами; семьи, имеющие детей на опеке и попечительстве»; «Психолого-педагогическая помощь родителям «трудных» подростков»; «Самопознание и творческое самоопределение подростков»; «Организация семейного досуга подростков»; «Развитие познавательных процессов у подростков»; «Формирование у подростков здорового образа жизни»; «Работа с родителями учащихся, имеющих ослабленное здоровье»; «Формирование в семье культуры общения подростка»: «Подготовка подростка к службе в Вооруженных силах Российской Федерации»; «Ребенок обучается на дому: возможности, проблемы, решения»; «Школа будущих родителей».

Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся в ходе реализации Программы психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей в социальном становлении детей и подростков позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки обучающихся к будущей социальной, профессиональной, личной и семейной жизни детей и влиять на их успешное социальное становление, но также снять напряжение в общении с родителями при решении сложных проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

Понимание системной природы процесса организации взаимодействия педагогов с семьей создаёт реальные предпосылки для эффективного управления им. Современный подход к критериям оценки эффективности управленческой деятельности основывается на расширении и уточнении функций управления, которые включают: информационно-аналитическую; мотивационно-целевую; планово-прогностическую; организационно-исполнительскую; контрольно-диагностическую; коррекционно-регулятивную.

Необходимость методического обеспечения процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей как институтов социализации личности сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является одним из условий эффективности и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов. Оценивая эффективность методического обеспечения процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей, необходимо выделить такие его разновидности, как: информационно-методическое, нормативно-методическое, технологическое, программное. Методическое обеспечение – это целая система, координирующая и интегрирующая такие сферы, как деятельность, общение и самопознание в образовательном учреждении, включающая в себя апробирование и внедрение в педагогическую практику эффективных моделей, методик и технологий, подсистему информирования, просвещения и обучения преподавателей и родителей, совместный анализ качества деятельности и её результатов, отслеживание и систематическое снятие показателей, система наблюдения и изучения деятельности по социальному становлению детей (мониторинг), обобщение и распространение эффективного опыта психолого-педагогического сопровождения процесса повышения педагогической культуры родителей.

В организации деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому просвещению родителей можно выделить четыре этапа: этап предварительной работы с педагогами, ведущими просветительскую работу; этап психолого-педагогической диагностики, определяемый образовательные потребности родителей; этап непосредственного обучения (психолого-педагогического просвещения); этап анализа результатов мониторинга психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей.
Необходимым условием для осуществления мониторинга является разработка критериев эффективности взаимодействия педагогов с семьей: критерия повышения педагогической культуры и критерия удовлетворенности родителей качеством психолого-педагогического сопровождения.

Динамику критерия сформированности педагогической культуры родителей можно проследить при помощи примерной схемы анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся, разработанной в ходе исследования. Предложенная схема отражает такие аспекты, как: общая характеристика, типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, нарушение семейного воспитания, отношение к школе, особенности семейного воспитания; развитие познавательных интересов ребенка, оказание помощи в учении, организации домашнего и учебного труда, осознание родителями недостатков в воспитании своих детей, оказание помощи педагогу в организации учебно-воспитательной работы; недостатки семейного воспитания; причины недостатков и т.д.; переоценка воспитательных возможностей семьи; другие причины. Критерий повышения педагогической культуры родителей в исследовании оценивался с помощью методики «PARI» (Е. Шеффер и Р. Белла, адаптация Нещерет Т. В.), предназначенной для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика «PARI» позволила педагогам и психологам оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни, составить «портрет семьи». Результаты диагностики показали существенное повышение уровня культуры детско-родительских отношений в результате реализации Программы психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей. Количество родителей-респондентов с первым, самым высоким уровнем педагогической культуры, возросло в ходе экспериментального исследования почти в два раза, а количество родителей-респондентов с низким уровнем – уменьшилось в 2,2 раза. Количество респондентов со средним уровнем увеличилось в 1,4 раза за счет перехода их на средний уровень с низкого.

Динамику удовлетворенности родителей качеством психолого-педагогического сопровождения мы проследили с помощью методики «Удовлетворенность родителей успешностью функционирования образовательного учреждения по работе с детьми» А. В. Петровского. 83% родителей-респондентов в высшей степени удовлетворены качеством психолого-педагогического сопровождения, 17% родителей, участвующих в тестировании, положительно оценивают работу по взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Родителей-респондентов с низким уровнем оценки данной работы – нет.

Педагогическая практика в образовательных учреждениях г. Ульяновска убедительно свидетельствует об успешности организованного психолого-педагогического просвещения как фактора развития педагогической культуры родителей.

Литература

  1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения
    Школьников [текст] / С. А. Бадмаев. – М., 1997.
  2. Бочаров В. Г. Социальная педагогика [текст] / В. Г. Бочаров. – М., 1994.
  3. Вершинин В. Н. Домашнее воспитание [текст]: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В. Н. Вершинин. – Чебоксары, «Клио», 1998. – 200 с.
  4. Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования [текст] / С. Г. Вершловский // Гуманизация образования: Теория. Практика. – СПб., 1994. – С. 5-14.

   

© М. В. Карнаухова, 2010.
Рейтинг DVK WebDev заказать курсовую в Харькове