Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
РАЗИНА Н. А. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛОКАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

Научная школа педагогов «АКМЕ» / Вестник научной школы педагогов «АКМЕ» / Выпуск 3 (2009) / Разина Н. А. Актуализация развивающего потенциала локальной профессиональной среды образовательного учреждения как условие профессионально-личностного развития педагога

РАЗИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛОКАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Историко-педагогический анализ развивающих процессов в образовании позволяет сделать вывод об их объективном характере, соответствующем сущностной природе и закономерностям развития человека и общества, что и определяет их природу как гуманистическую. Основной закономерностью развития этих процессов является их непрерывность. Динамика развития образования зависит от общественно-политических и социально-экономических условий, а также субъективных факторов. Эти процессы являются основным направлением и механизмом развития гуманистической традиции в педагогике, гармонизируя личностные, общественные и государственные смыслы в образовании.

Открытость, сотрудничество, диалог. Эти идеи составляют базис формирования и развития образовательной среды средней школы и выступают фактором развития личностной свободы субъектов образовательного процесса.

Возрастающие требования Российского общества к качеству образования и профессиональной компетентности педагогов способствуют усилению внимания к их профессионально-личностному росту, обеспечению условий для конструктивного преодоления педагогами профессиональных затруднений и решения проблем педагогической практики. Современные педагоги призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации.

Динамизм современной общественной жизни, возрастающие требования к способности педагога к личностно-профессиональному развитию обусловили изменения приоритетов в повышении компетентности, их направленность на поддержку преобразующей педагогической деятельности, на личностный и профессиональный рост, на обеспечение условий для самостоятельного решения жизненных и профессиональных проблем.

Названные факторы приобретают все большее значение в плане актуализации развивающего потенциала профессиональной среды конкретного образовательного учреждения.

Исследованию различных вопросов профессионально-личностного развития педагога посвящены многие работы отечественных авторов в области педагогики, психологии, акмеологии (Н. Г. Алексеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. И. Исаев, Л. Ф. Колесников, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Н. Ю. Синягина и др.).

Сложность и противоречивость профессионально-личностного развития педагога отмечается, как правило, всеми авторами. Позитивную динамику в профессионально-личностном развитии педагога большинство исследователей связывают с усилением противоречий и возникновением широкого спектра не только эмоционально-положительных, но и эмоционально-отрицательных реакций. Педагоги, мотивированные на непрерывное совершенствование собственного мастерства, сталкиваются с состоянием профессионального истощения как закономерного явления, сопровождающего профессионализацию педагога и снижающего ее эффективность. В связи с этим актуальной является проблема актуализации развивающего потенциала локальной профессиональной среды образовательного учреждения как условия профессионально-личностного развития педагога на всех этапах его деятельности.

Рассматривая общеобразовательную школу как образовательное пространство, мы считаем возможным существование в нем различных сред, обладающих заданными свойствами. Это образовательная среда учащихся, развивающая среда, социальная среда, профессиональная среда педагога.

В социальном смысле понятие «среда включает в себя окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности» Это зона «непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [2; 6]. Отношения в среде предполагают взаимовлияние, взаимодействие субъектов и окружения.

Образовательная среда — относительно новое понятие, вошедшее в педагогику в последнее десятилетие. Оно характеризует целостное описание общих и специфических особенностей конкретного образовательного учреждения. До реформ последних лет образовательные учреждения в нашей стране были организациями с жестко заданными задачами и средствами их решения. Абсолютное большинство их работало по единым программам и учебникам, использовались единые критерии оценки. Но и в этих рамках они все же значительно отличались друг от друга способами организации своей деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между педагогами и учащимися и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни».

По определению Ю. С. Мануйлова [5], средовой подход предполагает рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий окружающей среды и взаимодействия человека с ней. Он рассматривает систему такого взаимодействия со средой, которая обеспечила бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата. Средовой подход связан с идеей включения образовательного учреждения в окружающую среду (и наоборот). Он формирует диалектику эволюционного взаимодействия внутренней и внешней составляющих образовательной среды. Инновационная образовательная среда, становясь фактором профессионального роста специалиста, усиливает инновационный характер деятельности образовательного учреждения, которое, в свою очередь, усиливает динамику инновационной деятельности конкретных педагогов.

В психолого-педагогической литературе мы находим фундаментальные работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития образовательного пространства и образовательной среды (В. Г. Ивлева, Л. А. Каменщикова, С. В. Климин, В. А. Климин, В. А. Козырев, Я. Корчак, В. П. Лисицкий, Т. Н. Любимова, Ю. С. Мануйлов, В. И. Слободчиков, С. Т. Шацкий, И. Д. Фрулин, Н. В. Ходякова, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.). Опираясь на мнение вышеназванных исследователей, охарактеризуем данные понятия и выделим различия между ними.

Образовательное пространство – это совокупность факторов субъективно-объективного характера, свойственных конкретному образовательному учреждению, посредством которых данное образовательное учреждение оказывает влияние на процесс социализации растущего человека. Характеристика образовательного пространства школы содержится в концепции развития данного учреждения и его образовательной программе, которые сочетают в себе нормативные требования и результаты инновационного поиска педагогов школы. На наш взгляд, понятие «образовательное пространство» указывает на потенциал и возможности, которые предоставляются в данный момент не только для развития ученика, но и для профессионально-личностного развития учителя [3].

Образовательная среда – это вид жизненной среды, необходимый для актуализации человека в образовании как одной из сторон его жизнедеятельности [6]. Среда может рассматриваться как образовательная в полной мере, если она становится условием и ресурсом развития не только ученика, но и педагога. Личностный смысл образовательной среды состоит в создании условий для развития «всех сущностных сил» и творческого потенциала обучаемых. Основными характеристиками гуманистической образовательной среды средней школы являются взаимопроникновение (конвергенция) и сближение ее внешней и внутренней составляющих.
Теоретической основой формирования и развития образовательной среды средней школы, является совокупность принципов: принцип открытости (жизни; прогрессивным теориям, концепциям и идеям; личности обществу); принцип системности; принцип опережения на растущие профессиональные, социальные и личностные потребности; принцип сотрудничества как внутри, так и во вне образовательного учреждения; принцип коэволюционности, обеспечивающий развивающей педагогической системе самосохранение, саморазвитие и самоуправление; принцип непрерывности образования; принцип корпоративности педагогов – инноваторов; принцип синтеза традиционного и новаторского; принцип функционирования локальных и глобальных информационных систем.

Развивающая среда – это совокупность материальных объектов, которые оказывают влияние на процесс развития человека. Основными компонентами развивающей среды являются: телесный (все доступные варианты активизации сенсорно-перцептивного канала восприятия и двигательной активности); эмоционально-чувственный (все возможные варианты активизации эмоционально-чувственного канала восприятия и познания); интеллектуальный; социальный; творческий.

Отличительной сущностной характеристикой развивающей образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности – среды жизнедеятельности, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого педагога в конкретном образовательном учреждении, где осуществляется профессиональная деятельность педагога. Она представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов современной педагогики и является единым образовательным пространством общеобразовательной школы.

Однако практически отсутствуют исследования, касающиеся профессиональной среды педагога. В связи с этим, в рамках нашего исследования вызывают интерес работы ученых, в которых описывается среда постдипломного педагогического образования (И. Ю. Алексашина, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, В. Ю. Кричевский, Ю. И. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская и др.). В научной литературе (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Дж. Гибсон, Я. А. Коменский, Т. Кампанелла, В. В. Рубцов, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, др.) обосновывается положение, согласно которому среда, в которой находится человек, во многом определяет темпы и характер его роста. Это положение конкретизируется в многочисленных исследованиях, принадлежащих средовому подходу в педагогике. Исходя из анализа работ названных авторов, мы считаем, что область применения понятия «профессиональная среда» удобно определить в сопоставлении с близким по значению понятием педагогической системы и поэтому мы под профессиональной средой педагога понимаем педагогическую систему, интегрирующую научно-образовательный, кадровый, интеллектуальный, материальный потенциал образовательного учреждения, расширяющую возможности для профессионально–личностного роста педагогов с учетом тактических и стратегических целей образовательного учреждения. Как следует из принципа системности, педагогическая система выстраивается вокруг цели образования и оценивается в соответствии с критериями эффективности, целенаправленности, соответствия результатов социальному заказу.

Считаем правомерным вывод о том, что непрерывное педагогическое образование в локальной профессиональной среде образовательного учреждения может в разной степени влиять на профессионально-личностный рост педагога, обеспечивать достаточно быстрые его темпы, определять новые направления, стимулировать профессионально-личностное развитие как процесс саморазвития. Удовлетворение профессионально–образовательных запросов педагогов может быть достигнуто при условии формирования в образовательном учреждении среды непрерывного профессионального образования на основе следующих принципов:

  • открытости – обеспечивает обогащение структуры образовательного учреждения посредством доступа к информационным, образовательным, культурным ресурсам;
  • интегративности – позволяет перейти к взаимному пользованию педагогических методов, форм, технологий и наиболее оптимальному подбору образовательных ресурсов, выбору видов деятельности для развития профессионально-личностных качеств каждого педагога;
  • вариативности – обеспечивает реализацию индивидуальных, профессионально-личностных траекторий педагогов, выбор содержания, форм и методов обучения, разнообразных условий и возможностей для саморазвития и самоактуализации личности;
  • непрерывности – отражает связь и сбалансированность компонентов, устойчивость среды как системы.

Профессиональная среда педагога становится ведущим фактором формирования творческого мышления, как у отдельных субъектов, так и корпоративных педагогических сообществ.

Назовём методологические основы формирования и развития профессиональной среды средней школы: цель, выраженная в парадигме; идея как высшая форма познания, направленная на радикальное изменение исследуемого процесса или явления, определяет стратегию и тактику поиска новых путей решения проблемы; принцип как нормативная форма теоретического знания, отражающая закономерности исследуемого процесса, их совокупность составляет его теоретическую основу. Концепция, опирающаяся на выявленные теоретико-методологические основы инновационной педагогики, позволяет осуществлять реальный научный прогноз формирования и развития профессиональной среды педагога средней школы, актуализации её развивающего потенциала.

Система критериев оценки профессиональной среды педагога средней школы также существенно влияет на его профессиональный рост. Основными критериями выступают: сотрудничество педагога и обучающихся во всех сферах жизнедеятельности школы; коммерциализация образования; интеллектуальная собственность; локальная новаторская культура средней школы; самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога.

Основными направлениями развития профессиональной среды педагога средней школы являются: активизация развивающего потенциала профессионально-личностного развития педагога; мотивирование и стимулирование инно¬вационного проявления педагога в образовательном процессе средней школы; развитие инновационного ресурса образовательного учреждения, совершенствование организационно-управленческого блока: создание условий для качественного совершенствования корпоративной культуры субъектов образовательного процесса и др. Стратегическим направлением является обеспечение взаимопроникновения и взаимообогащения внутренней и внешней составляющих инновационной профессиональной среды педагога средней школы.

В ходе поисково-исследовательской и экспериментальной работы (2003- 2008 гг.) нами изучались вопросы, связанные с готовностью педагогов средней школы к личностно ориентированному взаимодействию, важным показателем которого является сформированность у него гуманистических ценностей.

Используемая нами методика диагностики готовности к личностно ориентированному взаимодействию позволила определить уровень сформированности некоторых личностных характеристик у педагогов, отследить динамику развития приоритетных личностных характеристик таких, как осознанность выбора учителем развивающей личностно ориентированной педагогической системы; уровень сформированности гуманистических ценностей; выраженность локуса контроля; выраженность мотивации на достижение успеха; потребность в самореализации [3].

Исследовательская работа по изучению личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности показала, что попытки выстраивать личностно ориентированное взаимодействие в отрыве от личностной готовности педагога бесперспективны. Личностный подход в образовании способен реализовать лишь тот учитель, который сам овладел предметом на личном уровне. Любая разработка учителем личностно ориентированного урока немыслима без свободного владения предметом и методологическим содержанием темы. Глубокое проникновение в тему создает базу для варьирования подачи учебного материала, учитель может сказать по-разному «про одно и то же», учитывая разные индивидуальные учебные стили обучаемых. Кроме того, учитель может быстро и точно реагировать на вопросы учащихся, имеет богатый материал для их самостоятельной работы. Чем больше вариантов самостоятельности учитель использует при взаимодействии на уроке с учащимися, тем благоприятнее складываются условия для их самовыражения. А это приводит к желанной для педагога, работающего в личностно ориентированной парадигме, цели, когда учащиеся начинают чувствовать ответственность за результаты своего учебного труда.

По нашему убеждению, учителем, готовым к личностно ориентированному взаимодействию, можно назвать педагога, который обладает высоким уровнем сформированности гуманистических ценностей, осознанно выбирает развивающую, личностно ориентированную педагогическую систему, имеет ярко выраженный локус контроля и мотивацию на достижение успеха, высокий уровень потребности в самоактуализации. На наш взгляд, именно в этом направлении должна осуществляться актуализация развивающего потенциала профессиональной среды конкретного образовательного учреждения.

Литература

  1. Делия, В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды в гуманитарном вузе [Текст]: монография / В. П. Делия. – 2008. – 484 с.
  2. Кречетников, К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе [Текст]: монография / К. Г. Кречетников. – М.: Госкоорцентр, 2006.
  3. Лукьянова, М. И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды [Текст]: монография / М. И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 440 с.
  4. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: теория и практика [Текст]: методическое пособие / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 210 с.
  5. Мануйлов, Ю. С. Персонализация среды коллективом как фактор восприятия ее личностью [Текст] / Ю. С. Мануйлов // Психология и архитектура (ч. 2). – Таллин, 1983. – С.182-186.
  6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. – М., 1997.
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»