Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
РАЗИНА Н. А. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

Научная школа педагогов «АКМЕ» / Вестник научной школы педагогов «АКМЕ» / Выпуск 3 (2009) / Разина Н. А. Акмеологический подход к развитию профессионализма современного педагога в инновационной образовательной среде средней школы

РАЗИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.

На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.

Развитию профессионализма педагогов способствует создание инновационной образовательной среды средней школы как среды психолого-педагогического и методического сопровождения; как среды, обеспечивающей творческую деятельность педагогов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации.

Создание и развитие инновационной образовательной среды средней школы строится на основе принципов: открытости (жизни; прогрессивным теориям, концепциям и идеям; личности и обществу); системности; сотрудничества как внутри образовательного учреждения, так и во вне; непрерывности образования; корпоративности сообщества педагогов-инноваторов; единства функционирования локальных и глобальных систем.

Основными тенденциями развития инновационной образовательной среды средней школы являются: взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющей образовательной среде школы; усиление влияния на развитие инновационной среды общественного фактора; все большая зависимость динамики развития инновационной среды от информационно–технологической составляющей; гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессионально-личностного роста педагогов средней школы.

Отличительной сущностной характеристикой инновационной образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности – среды жизнедеятельности, самообразования, направленной на реализацию творческого потенциала педагогов. Она представляет собой комплексную форму ориентирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством школы, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в системе профессионально-личностного роста педагогов. Инновационная образовательная среда становится ведущим фактором формирования профессионального мастерства, профессионализма современного педагога.

Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.

Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Смысловое переживание – это та емкая грань опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и миру, что субъективно переживается как счастье и полнота жизни, как основная приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека.

Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.

Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу, всегда нестандартны и полифункциональны. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностиче¬ской, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.

Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов связано с осознанием необходимости восхождения личности к высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству. Это становится возможным с использованием новой и перспективной науки – педагогической акмеологии.

Акмеология («акме» – вершина, «логос» – наука) – направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке на этапе его зрелости, изучающее закономерности достижения взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности.

Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Акмеологический подход в современной системе педагогического образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.

Основными акмеологическими характеристиками профессиональной среды средней школы могут быть:

  • влияние на профессионализм личности и деятельности;
  • векторность – выраженность обучающего эффекта в контексте решения акмеологических задач;
  • перенос механизмов взаимодействия с образовательной средой и опосредованных ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные среды;
  • насыщенность образовательной среды максимальным количеством элементов профессионализации, обучение исчерпывающему количеству педагогических функции.

Среди акмеологических характеристик среды значимо выделяются характеристики управления, встраиваемые в модель действия механизмов формирования профессионально-педагогического мастерства.

Профессиональное мастерство педагогов можно рассматривать как акмеологический феномен профессиональной организации, возникающий при сочетании условий, характеризующихся как акмеологическая среда.

В основе формирования педагогического мастерства как психического новообразования, проявляющегося в развитии педагогических способностей, высоком уровне развития знаний, навыков и умений, приобретении педагогической техники и опыта творчества, развитии эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности, мотивации, лежит комплекс преобразующих механизмов, обеспечивающих стабильное достижение высокой продуктивности труда, получение продукта труда, соответствующего социальным требованиям профессии. К ведущим акмеологическим механизмам формирования профессионального педагогического мастерства относятся:

  • адаптация с компенсаторным эффектом;
  • идентификация с профессиональным образом (идеалом);
  • побуждение внутренней активности педагога в его взаимодействии cо средой средней школы.

Показателями эффективности действия акмеологических механизмов формирования педагогического мастерства являются:

  • высокая продуктивность педагогической деятельности;
  • высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
  • оптимальная интенсивность и напряженность труда;
  • высокая организованность;
  • низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;
  • владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
  • стабильность высоких показателей деятельности;
  • возможность развития субъекта труда как личности;
  • направленность на достижение положительных социально–значимых целей.

На характер локальной профессиональной среды оказывают влияние:

  • качество взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности;
  • интеграция и взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование инноваций;
  • мультикультурные процессы, направленные на сохранение многообразия культурных ценностей и норм.

С целью профессионального развития педагогов на базе современных знаний новой науки – педагогической акмеологии, возможно решение следующих задач в образовательном учреждении:

  • повышение профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики и педагогической акмеологии;
  • выявление личностных ресурсов педагогов и формирование навыков построения эффективных стратегий профессионального роста, карьеры, имиджа;
  • овладение современными технологиями и приемами недирективного (гуманистического) влияния и развития мотивации учащихся, формирования и развития конкурентоспособности личности.

Прогнозирование результатов научно-методической работы в школе способствует выбору средств решения педагогических задач. Главным из этих средств является содержание научно–методической работы в школе. Приведём примеры возможного содержания научно-методической работы в школе, которое реализуется посредством серии занятий: лекций, семинаров, методических оперативок, педагогических советов.

Лекция «Профессионализм педагога как объект изучения педагогической акмеологии». Акмеология в системе наук о человеке. Связь акмеологии с педагогическими и психологическими дисциплинами, изучающими личность, ее психику и сознание, деятельность и поведение, развитие и творчество. История становления педагогической акмеологии. Понятие «акме» в аспекте педагогической деятельности. Уровни и этапы профессионализма педагога. Закономерности и механизмы достижения вершин профессионализма. Мотивы профессиональных достижений.

Семинар «Факторы и условия достижения профессионального мастерства». Объективные факторы достижения вершин профессионализма (условия среды, социальный заказ, качество управления, корпоративная культура). Субъективные факторы достижения вершин (Я–концепция, мотивы, направленность, способности). Сила личности и резерв функциональных возможностей педагога. Механизмы преодоления профессиональных деформаций. Психотерапевтические аспекты педагогической деятельности.

Методическая оперативка «Персональный имидж современного педагога». Имидж как целостный образ, единство внутреннего и внешнего, содержания и формы. Структура и функции имиджа. Имидж – стандарт современного педагога. Технологии построения персонального имиджа на базе личностных ресурсов. Этапы построения персонального имиджа. Становление индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов.

Соотношение сознательного и бессознательного в восприятии имиджа педагога. Возрастные особенности в построении и восприятии имиджа.

Круглый стол «Развитие психолого-педагогических технологий в системе профессионального образования». (Краткое содержание) сравнительный анализ традиционных и инновационных систем образования в акмеологическом контексте. Ресурсы для развития личности современных моделей обучения (проблемное, программированное, проективное, контекстное, дистантное). Педагогические технологии и приемы педагогической техники: описательная характеристика и классификация (мотивация, активизация, индивидуализация, опрос, оценивание, контроль).

Семинар «Педагогические технологии формирования и развития конкурентоспособных качеств личности средствами учебной дисциплины». Педагогические технологии формирования и развития целеустремленности и направленности личности. Педагогические технологии формирования и развития креативного, критического, системного мышления. Педагогические технологии формирования и развития коммуникативных навыков и культуры делового общения. Педагогические технологии формирования и развития навыков самопознания, рефлексивного мышления, самопрезентации, саморегулирования. Педагогические технологии формирования и развития навыков самостоятельной и организаторской деятельности. Педагогические технологии формирования и развития эмоциональной и поведенческой гибкости, стрессоустойчивости.

Педсовет «Педагогические технологии и приемы недирективного влияния на учащихся как основа деятельности современного педагога». Психологический анализ современных педагогических технологий. Личностно-развивающие технологии и психологические особенности их использования в традиционной системе обучения. Технологии организации коммуникативного пространства в группах с различным количественным и возрастным составом. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогические технологии мотивации и актуализации учащихся. Педагогические приемы развития учащихся через учебный предмет (из опыта профессионалов).

По мере развития школы всё большее внимание уделяется творческому контролю за динамикой профессионального роста учителя. Такой контроль дает возможность:

  • проследить рост технологической культуры учителя по годам развития школы в её динамике, сравнивая динамику профессионального роста учителей как между методическими объединениями, так и внутри них;
  • объективно оценить работу методического объединения за год;
  • ярче, конкретнее видеть подготовку учителя к аттестации;
  • помочь учителю преобразовать учебную деятельность в учебно-исследовательскую;
  • облегчить внедрение наиболее трудных технологий обучения (проблемно-модульное, проектное обучение);
  • расширить границы выбора организационных форм обучения, направленных на гуманизацию образования;
  • провести срез знаний по развитию сложных и исследовательских умений по предметам (при необходимости опираясь на разработанные анкеты для учащихся и учителей);
  • познакомиться с технологией развития умственных действий в процессе мышления, что существенно улучшит качество обучения.

Программа профессионального роста каждого учителя представляет собой модуль, имеющий цель, задачи, содержание деятельности, методы реализации, конечный результат с указанием сроков выполнения. Представляется целесообразным её построение на основе четырёх принципов:

1) уровневый подход к повышению квалификации с учётом групп учителей в соответствии с квалификационными разрядами;
2) оптимальное сочетание трёх функций повышения квалификации: адаптивной – оперативная переподготовка учителей с учётом изменения целей и задач содержания образования; развивающей – обеспечение творческого роста на основе вовлечения учителя в инновационный режим развития, опережающей направленности, способствующей активному внедрению достижений педагогической науки и передового опыта в инновационном процессе школы; компенсаторной – совершенствование методической подготовки учителя, связанной с устранением затруднений в практической деятельности;
3) сочетание повышения квалификации с развитием творческого потенциала;
4) интеграция теоретико-практической, методической и технологической подготовки, обеспечивающей планомерный, целенаправленный профессиональный рост учителей от знания своих затруднений и сущности опыта до развития инновационного опыта, развивающегося на основе идей экспериментальной работы, проводимой учителем в течение ряда лет.

Программы профессионального роста учителя может включить перечень творческих заданий, тесно связанных между собой с учётом целей и задач развития школы. Микроединицей программы профессионального роста педагога является тема его исследования, избранная совершенно самостоятельно или с помощью руководителя методического объединения. В этой программе намечается перечень плановых мероприятий по реализации темы исследования учителя, которая является частью общей темы развития школы и соответственно частью темы методического объединения. Диагностические данные об уровне профессионального развития (посещение уроков, заполнение карты профессионального роста, исследование самооценки знаний и умений по внедрению исследовательских умений) предполагают более глубокое изучение потенциальных возможностей учителя, знание его квалификации.

Программа профессионального роста учителя выстраивается на основе следующих процессуальных действий:

  • оказание помощи учителю в выборе темы исследования с учётом его потенциальных возможностей и педагогического мастерства;
  • отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования;
  • разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития школы по годам;
  • систематизация, классификация этих заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год;
  • анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы (внедрение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, проводимого без эксперимента);
  • преобразование новаций в инновационный опыт учителя путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс;
  • разработка программы ориентировочного внедрения результатов инновационного опыта учителя;
  • оказание помощи в создании творческой или исследовательской лаборатории учителя.

Конечным результатом работы учителя по избранной теме исследования может стать обобщение материала в форме курсовой работы на курсах повышения квалификации, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования. Полагаем, что взаимосвязь работы учителя по теме исследования в школе с темой курсовой работы на курсах повышения квалификации значительно облегчит учёбу учителя за пределами школы и одновременно после прохождения курсов повышения квалификации уже в школе расширит и углубит работу над темой исследования.

За шесть лет работы учителя в школе по индивидуальной теме исследования он три раза (один раз в два года) обобщает опыт своей работы. Первый раз он пытается сравнить опыт своей деятельности с достижениями передового опыта и педагогической науки и таким образом осознать его. Второй раз, как правило, учитель пытается обобщить точечные новации, полученные в процессе внедрения достижений педагогической науки и передового опыта, стараясь видеть недостающие звенья в инновационном опыте, прогнозируя их. Третий раз он в основном создаёт инновационный опыт совершенно самостоятельно, непрерывно совершенствуя и шлифуя его. При этом идеи инновационного опыта учителя активно распространяются среди методических объединений учителей и отдельных творческих групп. В существующей системе повышения квалификации в школе (проблемный педсовет – методические оперативки – тематический педсовет-семинар – научно-практическая конференция по результатам экспериментальной работы – научно-методическая конференция) все эти формы тесно связаны между собой и одна форма повышения квалификации логично продолжает другую. При таком подходе к работе над программой профессионального роста учителя его профессиональная культура на первых порах растёт за счёт теоретико-практической, а позже – за счёт методолого-технологической подготовки.

Результатом всей этой деятельности за 5-6 лет может стать творческая (исследовательская) лаборатория каждого учителя. В конечном итоге, полагаем, свыше 70% педагогов от общего числа членов педагогического коллектива после шести лет работы, а после восьми лет, полагаем, – свыше 90% от общего состава педагогов будут работать над программой профессионального роста в условиях инновационного развития школы, становясь соавторами инновационных образовательных технологий.

Литература

  1. Акмеология [Текст]: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2002. – 681с.
  2. Делия, В. П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы [Текст] / В. П. Делия. – М.: ООО «ПКЦ Альтекс». – 2007. – С.6-21.
  3. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. – М., 1997.
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»