Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
СТОЛЯР АБРАМ АРОНОВИЧ
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ / Столяр Абрам Аронович

Столяр Абрам Аронович (20.02.1919-06.05.1993) – известный методист по проблемам развития логического мышления школьников, с именем которого связывают создание теории единого подхода к обучению математике, а также становление методики преподавания математики как научной дисциплины.

Окончил Бухарский педагогический институт (1947). Кандидат педагогических наук (1951), доктор педагогических наук (1970).

Родился в с. Тарутино на Юге Бессарабии, тогда входившей в состав Румынии (теперь Одесская область Украины). Отец Абрама Ароновича, хотя и не зарабатывал достаточно, но оплачивал учебу своего единственного сына, который имел разносторонние способности: хорошо пел, писал стихи, играл на скрипке, интересовался математикой.

После окончания с отличием мужского лицея в Белгород-Днестровске со специализацией на математическом отделении, возник вопрос выбора дальнейшего пути и А. А. Столяр решает продолжать обучение в высшей политехнической школе в Бухаресте.

Присоединение Бессарабии к Советскому Союзу (1940) перед молодым человеком, владеющим румынским, еврейским, французским и немецким языками, поставило неотложную задачу выучить еще один язык – русский, – и с этой задачей он успешно справился.

В 1941 году, когда началась война, семью Столяра эвакуировали в Среднюю Азию, где Абрам Аронович совершенно случайно решился попробовать себя в качестве учителя математики в старших классах общеобразовательной школы. Начав работать учителем, он быстро понял, что не ошибся, спустя непродолжительное время стал совмещать работу учителя с учебой на заочном отделении Бухарского педагогического института, который окончил в 1947 году.

С 1948 г. А. А. Столяр начинает преподавать логику в Саратовском военно-морском подготовительном училище. Придя к убеждению, что преподавание логики в отрыве от математики малоэффективно, Абрам Аронович (по согласованию с руководством училища) объединяет два предмета, – логику и математику, – и начинает преподавать логику «внутри математики». Результатом работы в этом направлении стала кандидатская диссертация «Воспитание логического мышления у учащихся на уроках математики», которую он защитил в 1951 г.

В 1950 г. А. А. Столяр переезжает в Беларусь, где работает сначала учителем в общеобразовательной школе в г. Могилеве, а затем преподавателем, заведующим кафедрой и проректором по научной работе в Могилевском государственном педагогическом институте.

Здесь же он продолжает начатые ранее исследования и завершает разработку проблем, связанных с ролью логики в обучении математики. По результатам этих исследований А. А. Столяр защищает докторскую диссертацию «Логические проблемы преподавания математики» (1970).

Абрам Аронович Столяр был энтузиастом реформы школьной математики в Беларуси. В 70-е годы он неоднократно выражал сожаление по поводу того, что начальное и среднее математическое образование полностью отрезано от современной математики, ее базисных идей, методов и языка, от её приложений.

По инициативе А. А. Столяра в Могилевском государственном педагогическом институте была создана на общественных началах (1979) научно-исследовательская лаборатория «Обучения и умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», в рамках которой велось комплексное исследование проблемы интенсификации влияния обучения на умственное развитие учащихся.

В этой лаборатории под руководством А. А. Столяра были подготовлены: 

  • первый учебник математики для подготовительных классов детского сада («Математика 0»), который впоследствии послужил прототипом учебника математики для шестилеток;
  • программа по математике для начальной школы и соответствующие этой программе учебно-методические комплексы по математике для начальной школы, которые в дальнейшем (после обретения Беларусью независимости) стали основой для постановки обучения математике в I-IV классах.

А. А. Столяр активно участвовал в работе многих авторских коллективов, создававших учебники и учебные пособия для средней и высшей школы.

Методистам-математикам и учителям известны его монографии «Логические проблемы преподавания математики» (Минск: Вышэйшая школа, 1965), «Педагогика математики» (Минск: Вышэйшая школа, 1986), «Зачем и как мы доказываем в математике» (Минск: Нар. асвета, 1987), подготовленные в соавторстве «Современные основы школьного курса математики» (М.: Просвещение, 1980), «Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика» (М.: Просвещение, 1985), а также ряд других работ, имеющих концептуальный характер для дидактики математики.

В 1992 году, после 41 года работы в Могилевском государственном педагогическом институте, А. А. Столяр переехал в Москву, где работал в Московском педагогическом институте до последних дней своей жизни.

Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»