Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
Г. В. АХМЕТЖАНОВА. ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ПЕДАГОГІЧНОЇ ПРОФЕСІЇ В НОВІЙ ДЕМОГРАФІЧНІЙ СИТУАЦІЇ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Поточні номери журналу та їх автори / Випуск №2 [2010] / Г. В. Ахметжанова. Перспективи розвитку педагогічної професії в новій демографічній ситуації

УДК: 37.02.371

Г. В. Ахметжанова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
В НОВОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Анотація. У статті розглядаються проблеми перспектив розвитку людства, аналізуються демографічні дані й загостреність демографічного переходу. Розглядається ставлення суспільства до педагогічної професії й вказуються перспективи зростання престижності педагогічної професії.
Ключові слова: демографія, педагогічна професія, розвиток людства, освітня сфера, системний підхід.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы перспектив развития человечества, анализируются демографические данные и обостренность демографического перехода. Рассматривается отношение общества к педагогической профессии и указываются перспективы роста престижности педагогической профессии.
Ключевые слова: демография, педагогическая профессия, развитие человечества, образовательная сфера, системный подход.

Abstract. In article are considered problems of the prospects of the development mankind, are analysed demographic data and обостренность demographic transition. The attitude society is Considered to pedagogical profession and are indicated prospects of the growing престижности pedagogical profession.
Keywords: demography, pedagogical profession, development mankind, educational sphere, system approach.

Перспективы развития человечества тесно связаны с критической эпохой его развития, в которую в настоящее время вступило человечество. Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) был сформулирован индекс человеческого развития – ИЧП (HDI), который представляет собой комбинацию индексов долголетия, образованности, скорректированного дохода, качества развития населения земного шара и уровня развития так называемого человеческого потенциала. Кроме того, в состав ИЧП, как один из компонентов, входит рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, а также количество населения.

Концепция человеческого развития возникла не на пустом месте. Первые попытки рассмотреть и дать оценку роли человека в развитии мира сделаны еще классиками экономической теории (Адам Смит, Карл Маркс, Рикардо, Маршалл). К концепции человеческого развития ученые пришли через понятие «человеческий потенциал», который представляет собой совокупность знаний, компетенций и определенных личностных качеств человека. Осознавая роль человеческого потенциала, большое число стран пошло по пути стимулирования человеческого развития, а педагогическое образование стало концептуальным отражением этого процесса.

Развитие человечества в большей степени подчинено собственным системным закономерностям, а историю человечества можно представить как процесс развития системы, так как есть параметр, который универсален и применим ко всем эпохам, – это численность населения, потому что именно численность населения выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей историю человечества.

На сегодняшний момент очень трудно оценить человекопроизводство, так как сейчас оно представлено через цифры рождаемости, показатели бракоразводности, тенденции следующих поколений к семейному обустройству.

Введем два характерных промежутка времени. Период биологического обновления – время смены поколений или активной деятельности поколения – практически не изменяется и составляет в среднем 30 лет. Период информационного обновления – это продолжительность доминирования определенной фактологии научного знания. Этот период уменьшается со временем по степенному закону, пока не достигает критической точки: равенство периоду смены поколений, а потом становится еще меньше. Именно этот факт, пришедшийся на 50-е годы прошлого века, и определяет новое состояние человеческого сообщества [1, с. 16].

Общность жизни должна сочетаться с вопросами общности судьбы: что ждет нас завтра, нужны ли дети, сколько детей, как обучать и воспитывать этих детей, как гарантировать для них воспроизводство следующего здорового поколения.

Угроза самому существованию человечества связана с возникновением глобальных проблем современности. Р. Хиггинс называет шесть таких проблем: демографический взрыв, продовольственный кризис, истощение ресурсов, разрушение природной среды, злоупотребление ядерной энергией, неуправляемость наукой и техникой [2, с. 136]

Другие авторы (Д. Медоуз, Ю. Гладкий, А. Кинг, Б. Шнайдер и др.) предлагают другие типологии, достаточно сходные с вышеназванной. Дело в том, что все глобальные проблемы (социальные, экономические, экологические) тесно связаны между собой, обусловливаю друг друга и углубляясь, распространяются по всему земному шару.

Действительно, рост населения Земли вызывает потребность в увеличении производства продовольствия, это усиливает нагрузку на ресурсы и приводит к истощению Земли; развитие промышленности вызывает загрязнение окружающей среды. Но особо серьезную опасность представляет возможность антропологической катастрофы, то есть дегуманизации человека, его отчуждения от жизни общества, от труда, от природы и самого себя.

В современной России процессы эволюции также вызваны обостренным механизмом, когда общность жизни требует решения вопросов выживания.

Сегодня единственно правильной парадигмой является «гуманистическая парадигма», объявляющая человека высшей ценностью на Земле и решающая проблема «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» [3, с. 290]. Значит, в человеке сегодняшнего дня должно присутствовать что-то, что выведет человечество на новый путь развития.

Потери в человекопроизводстве – это есть потери в образовательной сфере, поэтому, если потери образования увеличатся на 30 %, то человекопроизводство резко снизится. В связи со сказанным, человекопроизводство должно вестись с учетом трех составляющих: физическое совершенство, духовно-психическое здоровье и образовательный уровень [4]. А это влечет за собой дальнейшее развитие педагогического образования.

По данным последней переписи населения в России насчитывается 145,2 млн. человек. За столетие, прошедшее после первой переписи населения (1897 г.), его численность более чем удвоилась, но по сравнению с данными предпоследней переписи (1989 г.) оно сократилось на 2216 тыс. человек (на 1,5 %). Только за 1999 год число россиян уменьшилось на 768 тыс. человек, за 2000 год еще на 740 тыс. человек (на 0,5 %) в год, а за 2003 год еще на 166 тыс. человек, за 2008 год на 180 тыс. человек [5, с. 10].

На протяжении XX века население России сокращалось пять раз, но, в отличие от первых трех периодов – первой мировой и гражданской войн, голода и репрессий 1930-х годов, второй мировой войны, когда убыль населения была обусловлена недемографическими факторами, в 1990-х годах она была предопределена самим ходом демографического развития. Демографы ее предсказывали на конец уходящего столетия. В последних статистических сборниках уже начинают учитываться сугубо физические демографические потери, связанные с ухудшением здоровья населения, с неблагополучными семьями, с изменением воспитательного и образовательного уровня.

Оказывается, что факторами, от которых зависит рост населения являются: здравоохранение, рождаемость, смертность, продолжительность жизни, брачность, оптимальное детское жизненное пространство и т.д.

Ученые выяснили, что основные факторы, определяющие число детей в семье, – это желание женщины и ее образовательный ценз. Образованность членов общества влияет на уровень жизни населения, а он, в свою очередь, – на демографические проблемы, развитие образования и ход развития человечества в целом [6].

Мы сочли уместным при рассмотрении обозначенных проблем использовать системный подход, который применительно к демографии предполагает рассмотрение населения Земли как эволюционирующую и самоорганизующуюся систему.

Ключевое понятие для системы – это взаимодействие. Взаимодействия, осуществляемые внутри системы, определяют ее целостность и связность. Именно взаимосвязанность и взаимозависимость современного мира дают возможность рассматривать мир как глобальную систему.

Не менее важно представить себе, какие процессы определяют системное поведение, какой постоянной времени и какими количественными характеристиками они описываются. Рассмотрим эти характеристики.

Поведение мировой демографической системы связано с изменениями роста населения Земли. На протяжении последнего миллиона лет человек мало чем изменился и все основное развитие человечества происходило в социальной сфере. Очень сложно проследить и просуммировать все явления, определяющие рост в системе «человечество», и повлиять на ход событий в предвидимом будущем, так как этот ход в значительной мере определен поведением человечества как развивающейся динамической системы.

Демографические данные за большой промежуток времени показывают, что рост численности населения земли происходит пропорционально квадрату полного числа людей, т. е.

N= (K2t)/(T1T)=(200?109)/(2025–T),

где  N – число людей на земле;
       T
1 – критическая дата;
        t – характерное время для человека;
       T
– время в годах от Рождества Христова.

Анализ демографических данных показывает, что критическое время расходимости очень близко, и на сегодня T1=2025 г. Фактор t – характерное время для человека, то есть репродуктивная способность человека к продолжительности жизни определяется из анализа глобального демографического процесса и внутренней способности системы «человечество» и человека к развитию. На сегодня t=42 года [7].

Распространение и передача от поколения к поколению информации есть то, что качественно отличает человека и человечество в своем развитии от животного мира. Развитие человека, овладение речью, его обучение, образование и воспитание в значительной мере определяют единственный, специфический для человечества способ развития и последующей его самоорганизации, при этом информация передается вертикально – от поколения к поколению путем социального наследования и горизонтально – в пространстве информационного воздействия.

Россия в XX веке переживала так называемый «демографический переход», о котором ученые говорят как об особом периоде развития человечества, связанном со снижением рождаемости. Это заставляет задуматься о природе снижения рождаемости и предположить, что падение рождаемости связано с глубинными, эволюционными процессами.

Демографический переход для населения мира представляет особый период, начало которого можно отнести к T1t=1965 г.; конец – к T1+t=2049 г., то есть длительность перехода составляет 84 года. За это время, к середине XXI века, население мира возрастет в 3 раза, вследствие чего произойдет коренное изменение характера развития человечества.

После демографического перехода, как правило, меняется соотношение между молодым и старшим поколениями. Таким образом, речь идет о переходе системы из одного состояния в другое.

Тем не менее, анализ несущей способности Земли, по прогнозам ученых, приводит к выводу о том, что резервов у нее достаточно, чтобы обеспечить развитие человечества в обозримом будущем. Системная точка зрения на эту проблему состоит в том, что рост населения будет следовать глобальной динамике развития, подчиняясь принципу демографического императива, так как все наше поведение есть часть системного движения, которое статистически складывается в мировое развитие.

Ресурсы Земли в обозримом будущем помогут человечеству одолеть демографический переход. Несмотря ни на что, рост населения Земли – процесс устойчивый. Население Земли – это единая развивающаяся путем самоорганизации открытая система, а человечество ныне проходит критическую эпоху смены парадигм развития, никогда прежде не переживаемую. Критические годы демографического перехода оказываются сжатыми в исключительно короткие сроки, свидетелями и участниками которых мы являемся. Значение демографического фактора для развития человечества все больше признается учеными, так как характеристики сообщества, его значения имеют четкий и универсальный смысл и дают возможность предложить некоторую общую для человечества канву его развития, а также помогают увидеть системные предпосылки нынешнего переходного периода как источника выхода из критического состояния для безопасности всего мирового сообщества.

Именно обостренность демографического перехода, то есть когда его характерное время оказывается меньше средней продолжительности жизни (70 лет), приводит к нарушению длительных, выработанных за тысячелетия истории человечества ценностных и этических представлений. В этом можно видеть причины распада традиционных связей семьи и общества, растущей неустроенности жизни и потери моральных ценностей человека.

В такой социальной ситуации нетрудно предвидеть, что каждый человек должен осуществлять особую форму «удвоения себя» в других людях через функцию обучения и педагогического образования [8], а уровень развития учительства как профессии, может стать одним из основных показателей развития человечества. Это тем более важно, что по данным социологических исследований 28,6 % учителей в возрасте от 30-39 лет, 21,6 % – 40-49 лет. Средний возраст педагогов в г. Тольятти, составляет 49 лет, и только 12 % – молодые учителя.

Так как уровень развития учительства влияет на развитие человеческого общества, то возникает необходимость рассмотреть отношение общества к педагогической профессии и о перспективах ее развития в новых демографических условиях.

Без сомнения, педагог в российской системе образования – центральная фигура педагогического процесса. Этот тезис имеет подтверждение в многочисленных ра¬ботах К. Д. Ушинского, посвященных «ратоборцу истины и добра», «надежде и славе России» [9, с. 97] – русскому национальному учителю. Подобно другим сложным явлениям, по мысли К. Д. Ушинского, педагогическая деятельность обладает множеством свойств, качеств, черт, сторон, функций, связей, выявляющих ее аксиологическую природу и полифоничность проявлений в образовательной сфере.

Несомненно, что важнейшим аксиологическим ориентиром педагогической деятельности является изучение и формирование личности растущего человека. Однако для решения столь ответственной задачи педагогическая деятельность должна быть психологичной, поскольку учитель постоянно действует в области психологических явлений: изучает способности и наклонности воспитанников, подмечает развитие ума, действует на волю, раскрывает разум и т.д. Педагог может не быть глубоким психологом, но все-таки именно для этой профессии свойственно изучение психической сферы человека, именно для нее чрезвычайно важно знание психологии личности, имплицитно ведущее к постижению сущности человеческой природы и ее целенаправленному изменению.

Важной характеристикой педагогической деятельности является чувство современности, умение ощущать и реализовывать требования времени. К. Д. Ушинский утверждал: «Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам добровольно откажется то того законного влияния на жизнь, которое принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни…» [10, с. 457]. Можно с полной уверенностью утверждать, что в современных условиях эта характеристика деятельности педагога исключительно актуальна, поскольку от меры приобщения молодых к ценностям национального и общечеловеческого масштаба можно в дальнейшем перейти к «довоспитанию» общества, задав ему современный цивилизованный ритм жизни.

Философская суть современного педагогического образования состоит в том, чтобы продолжить в новых условиях демократии и гласности движение к формированию духовно богатого, открытого для добра, честного, деятельного, предприимчивого, свободного, ответственного, цельного, гармоничного человека.

Постоянное совершенствование педагогического образования должно состоять в возрождении и развитии всех прогрессивных традиций мировой и Российской систем образования, в решении фундаментальной проблемы возвращения человека во всей его целостности и нравственной чистоте самому себе, в определении педагогического образования как личностной ценности.

Поскольку в процессе исторического развития человек «раздваивался» на преимущественно животное и преимущественно духовное, это закреплялось в различных видах раздельного прагматического и духовного образования, но именно с помощью педагогического образования можно воссоединить в личности оба начала.

В человеке генетически заложена возможность развития индивидуальности, реализующейся в конкретной социальной среде. Социальная жизнь может ограничить, разложить, оставить его безликим существом. Вместе с тем в благоприятных условиях индивид способен проявиться как сильный характер, как интеллектуально-нравственная личность, способная к свободе выбора, ответственности, волевой целеустремленности в разрешении поставленных задач.

Таким образом, роль педагога как проводника образования в современном мире чрезвычайно велика. Сегодня само понятие «учитель» выходит за рамки сугубо профессиональной деятельности. Учитель обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего немыслимо развитие рода человеческого. Это человек разумный, высоконравственный, знающий смысл своей жизни, а поэтому активно работающий во имя полной жизненной самореализации. Как правило, у большинства людей слово «учитель» ассоциируется со школой.

Не требует доказательства то, что педагогами должны быть самые лучшие, самые уважаемые, самые грамотные члены общества. Не секрет, что в выборе педагогической профессии немаловажную роль играют те отрицательные стереотипы «типичного учителя», которые складываются годами.

Новое политическое и экономическое мышление, усиление роли человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности ведут к изменению сознания и самосознания личности. А усиливающаяся гласность и демократизация в обществе требуют соответствующей трансформации этих процессов, осознанного выбора педагогической профессии, что, в свою очередь, требует грамотной педагогической аранжировки.

Проведенный нами анализ выбора выпускниками школ будущей профессии говорит о том, что необходима профессиональная ориентация учащихся на различные виды деятельности, особенно – на педагогическую.

Полученные в ходе социологического опроса разных групп респондентов данные приводят к мысли о том, что к профессиональной педагогической деятельности и к выбору педагогической профессии надо готовить как можно раньше.

Одним из важнейших побудителей выбора педагогической профессии является мотивация. Что касается педагогической мотивации, ее можно трактовать, с одной стороны, как процесс действия мотивов выбора педагогической профессии, с другой – как совокупность стойких мотивов именно педагогической деятельности при наличии доминирующего, выражающая направленность, ценностные ориентации личности и определяющая ее деятельность [11] . Проводя социологическое исследование на предмет определения мотивации получения педагогической профессии, мы не разделяли мотивы на внутренние и внешние, справедливо полагая, что выделенные нами мотивы определяют всю суть выбора профессии. Данные социологических опросов свидетельствуют о повышении мотивации в профессионально-педагогической деятельности. С 1996-2008 гг. мотивация поступления в педагогический вуз возросла на 23,8 %,

Следует заметить, что труд педагога – это разновидность сложного труда, который требует высококачественного и продолжительного педагогического образования. Становление учителя – длительный период, который связан с интенсивной интеллектуальной подготовкой, так как подготовка педагогов-профессионалов – это процесс, носящий, по преимуществу, индивидуальный и творческий характер.

Дети не изолированы от общественной жизни, они объективно включены в водоворот жизни общества, видят и знают положение учителя. Некоторые из них живут в семьях педагогов, и в дальнейшем такие дети выбирают себе профессии, не связанные с педагогической деятельностью.

Отмечая тенденцию падения престижа учительской профессии, следует заметить, что негативный стереотип представлений о педагогической работе у молодежи иногда складывается в результате повседневного общения с нетворчески работающими педагогами. Отсюда цепочка: низкое качество подготовки учителей – сокращение контингента школьников, профессионально сориентированных на педагогическую профессию – относительное снижение творческого потенциала и профессионального мастерства педагогов.

Анализ социологического опроса, проведенного нами в 2008 году, показал, что существует необходимость формирования педагогической мотивации личности с ранних лет. На рис. 1 можно видеть тенденции выбора педагогической профессии в зависимости от возраста учащихся. 

Рис. 1. Тенденции выбора педагогической профессии

Человеческое общество представляет собой одну из открытых социальных систем, в которой информация переходит от поколения к поколению посредством передачи накопленного опыта, значит общество должно понимать свою главную миссию: воспроизводство индивидуальных творческих личностей. Учитель всегда был центральной фигурой для всех систем социального бытия современной исторической эпохи.

Данные социологических исследований за последние годы вселяют надежду на возрождение престижности профессии педагога. А в новой демографической ситуации это тем более важно, так как развитие педагогической профессии обеспечивает качество развития человечества в целом.

Литература

  1. Вершинин Б. И. Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга. – / Б. И. Вершинин, Л. Е. Попов, С. Н. Постников, М. И. Слободской.– Томск. Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 337с.
  2. Кулюткин Ю. Н. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 1996, – 175 с.
  3. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. – 400 с.
  4. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. – М.-Кострома: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, КГПУ, 1996. – 248 с.
  5. Независимая газета. – 2008. – №37. – С. 10.
  6. Кедров Б. М. Синтез современного научного знания / Б. М. Кедров. – М.: Наука, 1973. – 224 с.
  7. Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.
  8. Колесникова И. А. Интегративные основы современной педагогики / И. А. Колесникова // Гуманитарий. Ежегодник. – 1995. – №1. – С. 107-118.
  9. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Собр. соч. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Т. 2. – С. 333-361.
  10. Ушинский К. Д. Собр. соч. 1-е изд. / К. Д. Ушинский. – М.-Л., 1948. – Т.2. – 514 с.
  11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192 с.

 

© Г. В. Ахметжанова, 2010.
Рейтинг DVK WebDev заказать курсовую в Харькове