Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
Г. Д. БАРБІТОВА. ІНТУЇЦІЯ І ПЕДАГОГІЧНА ДІЯЛЬНІСТЬ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Архів номерів / Випуск №4 [2009] / Г. Д. Барбітова. Інтуїція і педагогічна діяльність

УДК 159.9

А. Д. Барбитова

ИНТУИЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Анотація. У статті дається характеристика інтуїтивного підходу, виділені особливості його використання в педагогічній діяльності, розглянуті принципи, наукові категорії, зміст.
Ключові слова: інтуїтивний підхід, педагогічна діяльність.

Аннотация. В статье дается характеристика интуитивного подхода, выделены особенности его использования в педагогической деятельности, рассмотрены принципы, научные категории, содержание.
Ключевые слова: интуитивный подход, педагогическая деятельность.

Abstract. In the article the description of features of the intuitive approach and its use in pedagogical activity is given and its principles, scientific categories, the maintenance are considered.
Keywords: intuitive approach, pedagogical activity.

Профессиональная деятельность в психологии рассматривается как «…специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и на преобразование внешнего мира и самого себя» [1].
Важно учитывать тот факт, что педагогическая деятельность, наравне с некоторыми другими видами профессиональной деятельности, наиболее тесно связана с интуицией.

Исследование интуиции на современном этапе развития психологии является не совсем уж новым. Но проблема состоит в том, что исследований, посвященных изучению роли интуиции в профессиональной деятельности педагога, немного.

Интуиция, на наш взгляд, может и должна выступать как важная часть педагогической деятельности, так как она играет ведущую роль не только в чувственной сфере психики, но и в творчестве и может являться предиктором творческого поведения педагога.

Под предикторами понимаются такие характеристики индивида или его окружения, на основании анализа которых можно предсказывать, осуществлять прогноз особенностей других характеристик индивида .

Определение места, роли, функций, особенностей проявления интуиции позволит, на наш взгляд, раскрыть возможности педагогов, повысить эффективность, как обучения, так и воспитания, способствовать формированию профессиональной компетентности учителей.

Изучение особенностей использования интуиции в педагогической деятельности также может расширить область знаний об интуиции (выделить научные принципы, раскрыть её механизм и др.), обогатит практику, как в области совершенствования педагогической деятельности, так и способствовать раскрытию возможностей человека в целом, так и его психики, в частности.

Так, роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем:

  • без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;
  • педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);
  • интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;
  • интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;
  • интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;
  • интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;
  • интуиция – необходимое условие педагогического творчества [11].

Важно знать и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить:

1. Желание и умение педагогов овладеть приёмами и методами профессиональной педагогики.

2. Равное умение прислушаться как к своему «внутреннему голосу», так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой.

Поэтому педагогов условно можно разделить на «рационалистов» – педагоги, владеющие на высоком уровне педагогической техникой, и «интуитивистов» – педагоги, обращающиеся к чувствам воспитанников, стремящиеся к душевному контакту с ними, педагоги, работающие творчески.

Чаще всего проявляется интуиция в педагогической деятельности как «…способность педагога в совершенстве владеть всеми методами педагогического воздействия на «свою аудиторию», способности работать с высоким эмоциональным накалом, неистощимым вдохновением, артистизм, основанный на проявлении подлинных, искренних чувств, исключающих какое бы то ни было лицедейство…» [11, с. 137]

Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории.

Рассматривая такую научную категорию как «подход», мы опирались на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Л. Селиванова и др.

«Подход – это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и (или) логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приёмов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа» [5, c. 37-43].

В педагогической практике (воспитательной деятельности) широко используется многообразие походов, но анализ научной литературы по проблеме интуиции в педагогической деятельности, показал, что понятие «интуитивный подход» не имеет достаточно конкретного содержания.

Поэтому важным, на наш взгляд, в первую очередь становится уточнение данного понятия, наполнение его содержанием.

Нами были выделены следующие научные категории, которые используются в аспекте интуитивного подхода, – это: психика и сознание, бессознательное, интуиция, творчество, установка, убеждения, деятельность, педагогическая деятельность, стимулирование и развитие интуиции в педагогической деятельности.

Рассматривая психику как свойство высокоорганизованной материи, функцию головного мозга, сущность которой состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности, надо помнить о том, что психическое отражение действительности имеет свои особенности. Сознание – высший уровень развития психики. Психика и сознание – социально обусловлены.

В психологии выделены следующие особенности психики и сознания: отражение воздействий окружающей среды – процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся; при психическом отражении объективной действительности, любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий; субъективность психического отражения – активное преобразование отражаемого. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности человека.

Изучению особенностей психики и сознания посвящены работы А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского, В. М. Аллахвердова, Г. В. Акопова и др.

Благодаря психике и сознанию, их способности отражать воздействия внешней среды и регулировать процесс адаптации, проявляется и внутреннее содержание деятельности, и поведение человека.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяю такие особенности сознания как объемность, многомерность, многоуровневость и полидетерминированность (В. И. Слободчиков, 1995). В. М. Аллахвердов пишет о природе самоочевид-ности или непосредственной данности сознания, связи осознанного и неосознанного, о границах возможностей сознания по переработке информации (В. М. Аллахвердов, 2003). А. Р. Лурия, Л. С. Выготский выделили возможности сознания, отметили его роль в таком процессе как интериоризация (А. Р. Лурия, 1979).

История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного.
В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательное».

В психологии считается, что бессознательное – психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Среди исследователей, пытавшихся понять человеческую душу и мышление и признающих некие скрытые силы, недоступные для непосредственного наблюдения, связывавших эти явления с бессознательным можно отметить Платона, Декарта, Ницше, Жане, Месмера, Шарко. Ими были разработаны концепции, в которых определялась роль бессознательного. Но в этих концепциях бессознательное чаще всего проявляется в статичном и пассивном виде как продолжение сознательного.

З. Фрейд отмечал в бессознательном такие качества, как активность и динамичность В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

Анализ психологической литературы показал, что в общей психологии представлены такие типы бессознательного как:

  • «предсознание», автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически);
  • бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);
  • особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.);
  • так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.

Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.

К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.
В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.

В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.

Многие сторонники метапсихологии, психотерапии, восточных философий рассматривают интуицию как процесс преобразования подсознательной и бессознательной психической информации в важные и яркие послания, как шестое чувство. Результат такого процесса – знания. При понимании и усвоении знания, полученная информация проникает во внутреннее, субъективное пространство человека, становится его частью, тем самым приобретает структурную форму [12; 13; 14].

Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции.

В математике в исследованиях А. Пуанкаре, В. Ф. Асмуса отмечены:

  • аналитическая интуиция – интуиция чистого числа (лежит в основе аналогии), позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок;
  • геометрическая интуиция позволяют выделить непрерывность пространства, его связность, замкнутость, открытость и т.д.;
  • физическая интуиция позволяют использовать лежащие за пределами простого пространственного воображения физические представления;
  • философская интуиция позволяют создавать новые теории, способствуют расширению связей между научными областями.

Одной из функций интуиции мы считаем соединительную, которая выполняет роль моста между бессознательным и сознанием, другой, – передача информации, смыслов, образов, третьей, – созидательная, которая проявляется в творчестве.

Пусковым механизмом всех этих функций является установка. По мнению Д. Н. Узнадзе установка – это общепсихологическое явление. Перед осуществлением любой деятельности человек психологически готовится к её осуществлению, причем этот процесс им может даже не осознаваться. Такой акт подготовки Д. Н. Узнадзе и назвал установкой.

Рабочим механизмом интуиции нами определяются убеждения, которые рассматриваем не как педагогический метод, а твердая вера, взгляды и принципы человека, которыми он руководствуется в жизни.

Интуиция может проявляться и в разных формах, например, в виде образов, мыслей, звуков, ощущений, действий и поведения.

Т. А. Флоренская считает, что совесть является формой проявления нравственной интуицией, которую можно развивать, как всякую другую способность, и таким образом приближаться к реализации в себе потенциального духовного Я.

Мы считаем, что главным ключом к интуиции будет умение распознавать, когда мы действуем сознательно, когда бессознательно.

Особенности использования интуиции в педагогической деятельности соотносятся с такими понятиями как педагогическая действительность и педагогическая деятельность. В таблице 1 представлены уровни, на которых может проявлять разные функции интуиции, педагогические составляющие, на которые может опираться педагог в образовательном процессе, педагогическая действительность, которая и является результатом педагогической деятельности.

Таблица 1

Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания,
необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога
и сочетание их с педагогической действительностью

Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.

Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.

Важным элементом в психологической перестройке сознания учителя является осознание им противоречий, которые и запускают процесс изменения.

Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.

Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.

Процесс психологической перестройки педагога может идти по следующим стадиям: I – формирование проблемного мышления; II – творческий поиск; III – освоение закрепленного опыта.

Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.

По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.

Среди методик, направленных на определение уровней интуиции, её проявлений, можно назвать следующие: «Изучение эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика определения психосоматических расстройств «Торонтская алекситемическая шкала» (ТАШ); модификационный вариант самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова): «Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета «Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл) и др.

Итак, опираясь на вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности.

2. Изучение особенностей интуиции направлено на обогащение педагогической практики знаниями о возможностях ее использования в педагогической деятельности.

3. Использование интуитивного подхода, основным элементом которого является интуиция, открывает еще одну область, в которой педагог может найти многие ответы на вопросы по решению проблем повышения эффективности образовательного процесса, личностного развития и профессионального роста.

4. Для того, чтобы способствовать профессиональному росту педагога, необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

Литература

  1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: схемы [текст] / Б. Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 288 с. – С.55.
  2. Барбитова А. Д. Особенности формирования современного мышления педагога: психологический аспект [текст] / А. Д. Барбитова // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 23-24 ноября 2005 г.) / сост. Л. Н. Вавилова; под общ. ред. И. А. Жигаловой, Т. С. Паниной. В 2-х частях. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. – 236 с. Часть II. С. 117-181.
  3. Барбитова, А. Д. Бессознательное в педагогике – фантастическая реальность [текст] / А. Д. Барбитова // На перекрестках педагогики и психологии. Сборник научных трудов / под общ. ред. А. Д. Барбитовой, С. Д. Полякова, И. Ю. Шустовой. – Ульяновск: УГПУ, 2006. – 176 с.
  4. Барбитова А. Д. Особенности формирования сознания педагогов в процессе повышения квалификации: опыт преподавания курса «Актуальные проблемы психологии» [текст] / А. Д. Барбитова // Непрерывное образование учителя технологии: проблемы качества: материалы II-ой международной конференции, 26 сентября 2007 г. / под. общ. ред. О. В. Атауловой. – Ульяновск. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 388с. - С.32-39.
  5. Барбитова А. Д. Категории «сознание» и «бессознательное» в педагогике [текст] / А. Д. Барбитова // Актуальные вопросы современного образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 5 апреля 2007. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – С.64-69.
  6. Барбитова А. Д. К вопросу о сознании и бессознательном в педагогике [текст] / А. Д. Барбитова // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: сборник научных трудов / под ред. Н. Н. Никитиной, И. Д. Демаковой. – Ульяновск-Москва: УлГПУ, 2007. - 264 с. – С.46-50.
  7. Барбитова, А. Д. Разнообразие подходов к категории «бессознательное» в педагогике и психологии [текст] / А. Д. Барбитова // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы: Материалы международной научн. конференции: В 2 ч. – Саратов: «Научная книга», 2007. – Ч. I – 300 c. - С.45-48.
  8. Барбiтова А.Д. Особливостi професiйно? пiдготовки вчителiв, що беруть участь у конкурсi ,,Вчитель року’’ [текст] / А. Д. Барбiтова // Вiсник Черкаського университету. – Серiя Педагогiчнi науки.- Випуск № 146. – Черкаси, 2009. – С.143-148.
  9. Воробьева Е. В. Интеллект и мотивация достижении: психофизиологические и психогенетические предикторы [текст] / Е. В. Воробьева // Автореферат дис. … докт. психолог. наук 19.00.02. – Ростов-на-Дону, 2007. – 47 с.
  10. Воспитательная деятельность педагога [текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / [И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова]; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с. – С. 37- 43.
  11. Поляков С. Д. Горят ли у детей глаза? [Текст]: Диалоги о воспитании / С. Д. Поляков / Провел и подготовил для издания писатель-публицист И. И. Зюзюкин. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 205 с. – С. 131-138.
  12. Feinberg E. L. Zwei Kulluren. Intuition und Logik in Kunst und Wissenschaft (Berlin: Springer, 1998)] .
  13. Newman J. Psychological Theory // Bulletin of Psychological Type, Vol. 14, № 2, Spring 1991.
  14. Wilber K. Quantum Questions: Mystical Writings of the World's Great Physicists (editor), 1984, rev. ed. 2001.
  15. Wilber K. The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything, 2007.

  

© А. Д. Барбитова, 2009.
Рейтинг DVK WebDev заказать курсовую в Харькове