Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
Н. В. МАХИНЯ. ОСОБЛИВОСТІ ГЕНДЕРНОГО ВИХОВАННЯ В НІМЕЧЧИНІ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Архів номерів / Випуск №2 [2009] / Н. В. Махиня. Особливості гендерного виховання в Німеччині

УДК 37(430)

Н. В. Махиня

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Анотація. У статті відзначені особливості гендерного виховання в Німеччині. Автор аналізує умови формування, структуру, основні методи, принципи й форми організації гендерної політики в навчальних закладах країни.
Ключові слова: гендерне виховання, гендерний підхід у педагогіці, гендерна компетентність учителя.

Аннотация. В статье отмечены особенности гендерного воспитания в Германии. Автор анализирует условия формирования, структуру, основные методы, принципы и формы организации гендерной политики в учебных заведениях страны.
Ключевые слова: гендерное воспитание, гендерный подход в педагогике, гендерная компетентность учителя.

Abstract. The article deals with the peculiarities of gender education in Germany. The author analyses conditions of formation, structure, basic methods, principles and forms of gender politics in educational establishments of the country.
Keywords: gender education, gender mainstreaming in pedagogics, gender competence of teachers.

Принятие Украиной европейских ценностей предусматривает реализацию принципов гендерного равенства во всех сферах жизни, предоставления равного доступа обоих полов к образовательным, производственным, культурным ресурсам. Особое значение имеет вопрос изучения опыта реализации гендерного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных заведениях современной Германии, потому что ФРГ – одна из самых авторитетных стран – членов Европейского Союза, которая характеризуется высоким уровнем активности в социальной жизни как мужчин, так и женщин.

Проблемам гендера посвятили многочисленные труды отечественные и зарубежные педагоги – О. Цокур, Л. Ковальчук, Н. Кутова, О. Петренко, С. Харченко, П. Миддлетон, Н. Хайде, Г. Браун, У. Кессельс, Л. Фрид, А. Шпренгель и др.

Анализ их исследований дает возможность утверждать, что проблемы гендерного воспитания особенно актуализируются в условиях глобализации образования, модернизации общеобразовательной школы, вызванной формировать у школьников гражданскую ответственность, гендерное равноправие, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность успешной социализации. Именно оно способствует формированию в среде молодежи гендерной культуры как необходимого условия всесторонней самореализации личности.

Следует отметить, что в отечественной педагогике чаще употребляемы термины «гендерное воспитание», «гендерная педагогика». Немецкие ученые предпочитают словосочетание «гендерный подход в педагогике». Украинские исследователи [1] считают, что категориальный аппарат гендерной педагогики, которым оперируют отечественные ученые, более четкий, чем немецкий. Зато в немецкой педагогике более обширной является «практическая методология», непосредственно применяемая в школьном учебно-воспитательном процессе.

Гендерное воспитание – педагогическая деятельность учителя, направленная на соблюдение принципов гендерного равенства в учебно-воспитательном процессе, что делает возможным разностороннее личностное развитие девушек и юношей, реализацию их склонностей и возможностей. Реализация гендерного подхода в педагогике заключается в овладении объемом знаний, необходимым учащимся для освобождения от предубеждений, касающихся полов, смягчения соответственных стереотипов и приобретения опыта асертивного поведения.

Гендерное воспитание состоит из обучения, просвещения (пропаганды и распространения гендерных знаний и гендерной культуры), стимулирования гендерного самообразования.

Гендерное образование решает такие задачи в контексте социализации:

  • ознакомление молодежи с ценностями, нормами и правилами межполового общения (нормы религии, распоряжения, литературные пассажи);
  • формирование адекватного понимания взросления: его содержания, признаков, проявлений и качеств;
  • формирование телесной идентичности личности, прихосоматического потенциала человека;
  • раскрытие особенностей женской и мужской психологии, а также различий в поведении представителей разных полов;
  • формирование у подрастающего поколения правильного представления об отношениях полов, основывающихся на системе общечеловеческих и национальных моральных ценностей.

Полученные гендерные знания должны найти свое отображение в адекватном поведении, чем занимается отрасль воспитания. Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Поэтому в сферу гендерного воспитания входят не только такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как брачные, но и все другие отношения в общественной жизни, работе, на отдыхе и т. д.

Цель гендерного воспитания состоит в формировании правильного понимания сути моральных норм и установок в области взаимоотношений полов, в потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности. В процессе гендерного воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к каким относится:

  • формирование социальной ответственности во взаимоотношениях между полами, убежденности в том, что в своих интимных отношениях человек зависим от общества;
  • стремление иметь крепкую семью, что соответствует современным требованиям общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, ответственное отношение к их воспитанию как к своей обязанности перед обществом;
  • способность понимать других людей и чувство уважения к ним как к представителям мужского и женского пола, способность учитывать и уважать специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;
  • способность и стремление оценивать свои действия по отношению к другим людям с учетом половой принадлежности, вырабатывание понятия хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
  • осознание себя как представителя своего пола, что поддерживает самооценку и самоуважение, уверенность и потенциал самореализации;
  • формирование необходимых навыков общения и взаимопонимания, способности принимать осознанные решения в межличностных отношениях;
  • умение дружить и любить, опыт неполовой любви.

Гендерное воспитание осуществляют, придерживаясь традиционных приемов педагогического влияния, к которым относятся:

  • своевременная реакция взрослых на определенные особенности поведения детей, на их отношения с ровесниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей, адекватная реакция на проявления сексуального развития детей и подростков, основанная на понимании того, что в их развитии есть нормальным, а что – отклонением от нормы;
  • примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны делать детей свидетелями своих конфликтов, в их присутствии выяснять свои отношения и т. д. Примеры также можно брать из произведений художественной литературы, кино.

Воспитание детей разного пола на немецких землях много столетий было стихийным. Преимущество в получении образования, в частности профессионального, принадлежало мальчикам. До ХVIII ст. доминировали взгляды на предназначение женщины как хранительницы семейного очага и продолжательницы рода, а мужчины – как кормильца в семье; господствовало традиционное распределение сфер деятельности на женскую (личную) и мужскую (общественную). Вследствие образовательных реформ XVIII ст. произошли мировоззренческие изменения, которые определили возникновение новой учебно-воспитательной парадигмы, направленной на подготовку детей обоих полов к семейной и общественной жизни. Прогрессивной идеей было предоставление более широких возможностей самореализации девочкам в школьной, общественной жизни. Но в педагогике все еще преобладал дифференцированный подход, согласно которому мальчиков готовили к профессиональной деятельности, а девочек – в первую очередь к роли хорошей матери, жены, хозяйки дома.

Образование Германии ХІХ ст. характеризовалось сохранением полового дифференцированного подхода: девочек обучали ведению домашнего хозяйства, прядению, шитью; мальчики постигали ремесла, инструментальные виды деятельности. Только в конце ХІХ ст., с появлением первых общественных женских кружков, объединений, которые инициировали женское движение, девушки получили возможность учиться в университетах. Эмансипация, повышение женской общественно-политической активности в борьбе за равный доступ к образованию, равные социальные права и возможности, послужили предпосылкой для формирования в Германии основных принципов гендерного воспитания молодежи. В начале ХХ ст. нацистский режим отбросил эти позитивные достижения, вернул в немецкое общество традиционные гендерные установки: мужчины должны заниматься политикой, профессиональной деятельностью, а девушки, женщины – домом, церковью, детьми, кухней (Kirche, Kuche, Kinder).

В послевоенный период на немецкой территории образовались два государства – ГДР и ФРГ – с похожими стартовыми системами образования, но с разным государственным строем. В ГДР женщины наравне с мужчинами получали одинаковое образование, воспитание и квалификацию. Вместе с самым высоким уровнем занятости среди женщин, в этой стране «бесполовой сексизм» и советский принцип двойной морали господствовали во всех сферах общественной жизни – от школы до политики. Государство относилось к женщине как к «ненадежной» рабочей силе, поэтому их не допускали к представительству в высших эшелонах власти. Западная Германия придерживалась более традиционных и индивидуалистических принципов демографической и образовательной политики.

Законодательное признание гендерного равенства в Германии фактически состоялось в середине ХХ ст. Так, согласно Конституции ФРГ (1949 г.) вопросы образования признали прерогативой администрации земель. С тех пор в каждой земле функционируют министерства культуры, которые ведают вопросами образования.

Внедрению гендерного подхода в практику немецкой школы способствовала образовательная реформа 60-х гг. ХХ ст., направленная на углубление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в начальной и основной школе, устранению в ней дискриминационных проявлений в отношении полов, что предусматривало проведение гендерной экспертизы учебников и пособий.

Сегодня развитие гендерного воспитания в образовании Германии основывается на принятой немецким правительством стратегии гендерного равенства как самой важной составляющей части всех государственных и образовательных программ. Ее реализации способствуют:

  • расширение гендерно-информационного пространства;
  • гендерная статистика, проведение широкомасштабных кампаний, посвященных проблеме гендера и социальной ответственности;
  • углубление гендерной компетентности родителей и педагогов как факторов формирования гендерной культуры подрастающего поколения.

В ФРГ прослеживается комплексный подход к решению проблем гендера в образовании. В каждой федеративной земле Германии образованы центры гендерных исследований (Gender Studies), в высших учебных заведениях открыты кафедры гендерной педагогики. Постоянно действуют курсы повышения квалификации учителей по гендерным вопросам, где проводятся специальные информационные мероприятия, направленные на преодоление гендерного неравенства, созданы виртуальные библиотеки и базы данных по гендерной проблематике в сети Интернет.

Утверждение принципов гендерного воспитания, неотделимого в немецких школах от учебного процесса, – весомый фактор развития образования. Одна из особенностей гендерного воспитания заключается в том, что в немецких школах оно осуществляется путем организации общего, раздельного и частично раздельного обучения обоих полов.

Переосмысление проблем гендерной социализации привело к появлению адаптированных к современным реалиям учебно-воспитательных программ, которые предусматривают включение гендерных компонентов в содержание различных учебных предметов, в частности, естествознания, а также немецкого языка, обществоведения. Тематика гендера присутствует и на занятиях спортом, компьютерных курсах, во время воспитательных часов.

Существуют определенные различия в стратегиях гендерного воспитания в немецких образовательных учреждениях разного уровня. Так, элементы гендера в начальной школе реализуются на уроках краеведения, окружающего мира и этики, в основной школе, реальной школе и гимназии – на уроках обществоведения, религии, этики, истории. На достаточно высоком уровне гендерное воспитание находится в так называемых «малых начальных школах», где детям прививают навыки толерантного общения в микрогруппах, развивают дружеские отношения, воспитывают взаимоподдержку, взаимопомощь, углубляют социально-эмоциональные контакты между детьми обоих полов. В средних и старших классах проводят различные воспитательные мероприятия на гендерную тематику – специальные проекты, кружки, конференции; осуществляют индивидуальные и групповые формы воспитательной работы, используя различные учебно-воспитательные методы (беседа, диалог, ролевые игры, тренинги, проекты, обсуждение в группах, коллаж и др.), которые применяют в гетеро- и гомогенных группах. Популярны имитационные гендерные игры (моделирование поведения мужчины/женщины согласно предложенному примеру). Большое внимание уделяют среде, в которой воспитываются и обучаются дети обоих полов разного возраста. Особенно эффективными для формирования гендерного равенства являются вальдорфские школы. Их задача – воспитать духовно свободную личность, способную противостоять тенденциям общества к консервативному воспроизведению существующих социальных стереотипов поведения.

Большое влияние на гендерное воспитание молодежи Германии оказывают компьютерные технологии, интерактивное видео, радио и телевидение. Как важные факторы социализации учеников обоих полов, они не только формируют нормы поведения и ценностные ориентиры детей, подростков и молодежи, но и помогают организовать их досуг. Передовое место в гендерном просвещении занимает Интернет, в сети которого существует множество сайтов с разнообразной гендерной информацией, интересной для молодежи, учителей и родителей.

Гендерное воспитание в немецких школах, училищах и гимназиях внедряется путем:

1) усиления гендерного направления профориентационной работы с учениками;
2) налаживания сотрудничества с их родителями;
3) формирования гендерной компетентности учителей.

Девушки и юноши имеют право сами выбирать будущую профессию, учитывая свои индивидуальные способности и интересы. На особенности введения гендера влияет тип школы и возраст детей. Так, с целью будущего профессионального самоопределения детям в начальных классах предлагают написать сочинение на тему «Кем я хочу быть», они принимают участие в специальных проектах. В средней школе гендерные аспекты профориентационной работы реализуют на уроках экономики, труда, в кружках путем введения проектов и проектных недель. Ученикам и ученицам этого возраста предлагают читать брошюры на гендерную тематику. Для старшеклассников Министерство образования рекомендует конкурсы: «День юношей/девушек», «В будущее – с женщинами». Учебно-профессиональная подготовка молодежи предусматривает привлечение ее к нетипичным для пола видам профессиональной деятельности. Кроме гендерного компонента, в профориентационной работе присутствует половой дифференцированный подход. Такое сочетание вызвано спецификой гендерного конструирования в современной Германии, требованиями рыночной экономики в контексте гендерной политики ЕС, что свидетельствует о глубокой заинтересованности немецкой власти в феномене гендера.

Создание новых типов школ, в частности экспериментальных, в землях Нижняя Саксония и Рейнланд-Пфальц есть инновацией, достойной изучения и внедрения в отечественную систему гендерного образования для смягчения гендерных стереотипов, которые могут влиять на будущий профессиональный выбор учащейся молодежи. Во время проведения педагогических экспериментов особенное внимание сосредотачивают на том, чтобы направить девушек на освоение технических специальностей. Этому содействуют раздельные уроки для школьников и школьниц. Экспериментальные школы тесно сотрудничают с психологичными и социальными службами, которые предоставляют необходимые услуги детям, родителям и учителям. В таких школах к работе привлекают студентов-практикантов мужского пола из высших педагогических заведений. Весь учебно-воспитательный процесс экспериментальных школ основывается на соблюдении гендерных принципов.

Кроме того, существует специфика сотрудничества школы с родителями в зависимости от особенностей развития гендерного воспитания в разных федеральных землях. Региональные черты прослеживаются при внедрении гендерных программ для учеников 7-10 классов, образовании школьных комитетов, привлечении родителей к участию в конференциях, собраниях. Родители руководят школьными кружками, организовывают внеклассные мероприятия, работают в представительских объединениях, например, в родительско-ученических советах. При их участии проводятся школьные проекты. В немецких школах в рамках программы «Профессиональное становление юношей и девушек» реализуют родительские предложения, функционируют специальные комнаты для родителей. Специфика существует и в отношении внедрения информационных форм сотрудничества с гражданскими молодежными организациями, выпуска информационных материалов на гендерную тематику, образования гендерных центров и др.

Еще одно направление реализации гендерного подхода в практике общеобразовательных школ Германии – повышение квалификации учителей, направленное на углубление гендерной компетенции педагогических кадров. Оно осуществляется в двух формах – внутренней и внешней. В первом случае имеется в виду обмен опытом гендерного воспитания, проведение гендерных тренингов, семинаров, лекций, деловых игр и других мероприятий внутри школы, где присутствуют психолого-педагогические проблемы гендера. Внешнее повышение квалификации учителей ориентируется на формирование у них практических навыков гендерного просвещения, умения обнаруживать и устранять гендерные стереотипы. Оно не только актуализирует информацию, которой может овладеть педагог, но и дополняет ее путем изучения зарубежного опыта гендерного воспитания.

Таким образом, гендерный подход (Gender Mainstreaming) в школах ФРГ направлен на достижение следующих целей:

а) организация равноправного сотрудничества юношей и девушек в общей деятельности;
б) создание условий для партнерства в межполовом взаимодействии;
в) снятие традиционных культурных предрассудков на чувственное самовыражение мальчиков и юношей;
г) пробуждение у девушек самоактивности и повышение их самооценки;
д) поощрение разностороннего участия родителей обоих полов в школьном воспитании детей.

Литература

  1. Ковальчук Л. О. Особливості гендерного виховання у початкових та середніх школах Німеччини / Любов Ковальчук // Проблеми освіти: наук.-метод. зб. – К., 2007. – № 47. – С. 122-125.
  2. Цокур О. С. Гендерна соціалізація як основний фактор формування гендерних уявлень особистості / Цокур Ольга Степанівна [Електронный ресурс]. – 07. 04 2008. – Режим доступа: www.osvita.ua/school/upbring/330.
  3. Fachportal Paedagogik [Електронный ресурс] . – 2008. – Режим доступа: www.fachportal-paedagogik.de.

  

© Н. В. Махиня, 2009.
Рейтинг DVK WebDev заказать курсовую в Харькове